Минэкономразвития опубликовало Отчет о результатах работы 100 крупнейших государственных предприятий Украины за 9 месяцев 2015 года. Этот отчет продолжает серию квартальных и годовых публикаций, посвященных крупнейшим государственным предприятиям в Украине. В документе суммируется финансовая информация и анализируется деятельность ведущих госпредприятий Украины, за исключением государственных банков.
"После провальных результатов крупнейших госкомпаний в 2014 году ситуация понемногу выравнивается. Переход к рыночным ценам на газ, который начался в 2015 и должно закончиться в 2017 году, позволит «Нафтогазу» работать как коммерческому предприятию и сократить убытки. В то же время в компании будет создан наблюдательный совет с большинством независимых членов, которая должна взять на себя функции управления предприятием и изолировать его от политического влияния. Кроме трансформации корпоративного управления «Нафтогаза», приоритетами реформы госпредприятий на 2016 год остаются: приватизация, назначение новых руководителей и создания государственной холдинговой компании для стратегических госпредприятий», – отметил старший советник Министра экономического развития и торговли Украины Адомас Аудицкас.
За 9 месяцев 2015 года госкомпании из списка ТОП-100 получили совокупный чистый доход 2,2 млрд грн., в то время, за аналогичный период 2014 года, зафиксировано совокупный убыток в размере 66,5 млрд грн. Ключевым фактором стало существенное улучшение финансовых результатов НАК «Нафтогаз Украины» благодаря повышению тарифов для населения, которое состоялось в рамках перехода к рыночным ценам на природный газ. Это позволило компании завершить январь-сентябрь 2016 с прибылью 0,2 млрд грн., по сравнению с убытком –60,2 млрд грн за соответствующий период 2014 года. Этот результат не учитывает списания безнадежной задолженности, которое состоится в конце года.
Показатели чистой прибыли выросли во всех отраслях, кроме угледобычи и машиностроения. Кроме НАК «Нафтогаз Украины» лучшую динамику роста доходности показал «Энергоатом», закончил 9 месяцев 2015 года по прибылью в 1,3 млрд грн., после убытка в 3,8млрд грн. за соответствующий период 2014 года. Лидерами в своих отраслях по динамике роста доходности по сравнению с соответствующим периодом прошлого года стали: «Укрэнерго» – чистая прибыль 408 млн грн (против чистого убытка в 477 млн грн), ОАО «Турбоатом» – 1.3 млрд грн (против 0,8 млрд грн.), ГП «Администрация морских портов Украины» – 3,5 млрд грн (против 1,2 млрд грн), ОАО «Аграрный фонд» – 706 млн грн (против 466 млн грн) и ОАО «Одесский припортовый завод» с чистой прибылью в 205 млн грн (против чистого убытка – 243 млн грн).
По состоянию на 30 сентября 2015 года, общая балансовая стоимость активов портфеля госпредприятий составляла 926 млрд грн, что почти на 45% больше, чем по состоянию на конец 3-го квартала 2014 г .. Увеличение произошло, в основном, в результате роста балансовой стоимости активов предприятий нефтегазовой промышленности, а именно: путем переоценки стоимости основных средств НАК «Нафтогаз Украины», которая выросла с 231 млрд грн до 488 млрд грн.
За 9 месяцев 2015 года общий уровень долговых обязательств ТОП-100 госкомпаний вырос на 26,7% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, и составил 145 млрд грн. Общее соотношение долговых обязательств к собственному капиталу компаний из списка ТОП-100 уменьшилось с 36% до 24%.
Справка
Отчет о результатах работы 100 крупнейших государственных предприятий Украины за 9 месяцев 2015 года состоит из четырех основных разделов. Первый - содержит обзор основных изменений в нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность госпредприятий в Украине. Второй - демонстрирует совокупную финансовую информацию по портфеля госпредприятий, а также некоторые другие ключевые показатели деятельности госпредприятий. Третий раздел включает результаты индекса прозрачности госпредприятий и избранные интервью директоров госкомпаний. В четвертом разделе - финансовые результаты деятельности 30-ти крупнейших госпредприятий Украины за 9 месяцев 2015 года. В конце приведен список госпредприятий, проанализированных в этом отчете, а также разъяснено основные принципы методологии, которая была использована при подготовке отчетного документа.