Новости : Законодательство

Новые права и обязанности полиции, СБУ и других правоохранителей

11:30, 31 октября 2016 Автор: Андрей Кривещенко 757 0 Распечатать

Андрей Кривещенко,

«Судебно-юридическая газета»

 

Верховная Рада Украины хочет усилить ответственность за правонарушения, совершенные в отношении правоохранительных органов и их сотрудников. Но права граждан при этом сохранят.

Так, 21 сентября 2016года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект 5110-1 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно усиления ответственности за правонарушения, совершенные в отношении сотрудников правоохранительных органов и работниками правоохранительных органов)».

Инициатором законопроекта выступили народные депутаты Игорь Мосийчук, Игорь Луценко и Дмитрий Линько.

 

 

Правоохранительные органы будут более напористы и серьезны

Проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно усиления ответственности за правонарушения, совершенные в отношении сотрудников правоохранительных органов)» разработан в связи с нестабильной работой и структурой правоохранительных органов.

«Данная проблема отмечается провалом, так называемой «полицейской реформы» в Украине, которая через два года после революции Достоинства до сих пор не решила систематические проблемы выполнения правоохранителями преступных приказов, отсутствия достаточных средств идентификации правоохранителей, неизбирательных силовых действий и превышения необходимой степени применения мер принуждения со стороны правоохранителей, преступной бездеятельности правоохранительных органов в случае правонарушений», — отмечают народные депутаты.

Так же наблюдается опасность недавно зарегистрированного в Верховной Раде Украины законопроекта 5110 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно усиления ответственности за правонарушения, совершенные в отношении сотрудников правоохранительных органов)», который предлагает:

  • дополнить ст. 185 КУпАП («злостное неповиновение законному распоряжению или требованию полицейского, члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, военнослужащего») признакам правонарушения, которое уже предусмотрено в ст. 173 КУоАП («мелкое хулиганство»).
  • ввести в КоАП термин «оскорбление» полицейского, члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы или военнослужащего, определяется через широкие для трактовок формально неопределенные оценочные понятия («нецензурные или грубые выражения, непристойные жесты, непристойная оценка личных качеств и другие аналогичные действия которые унижают честь и достоинство указанных лиц»);
  • ввести в УК широкие для трактовок формально неопределенные оценочные уточнения термина «сопротивление» правоохранителям («совершение активных действий», «применение к потерпевшему физической силы»);
  • ввести в законодательство неисчерпаемый список правоохранительных органов («другие органы, которые осуществляют правоприменительные или правоохранительные функции»), за сопротивление работникам которых наступает уголовная ответственность.

 

Превышение полномочий

Как показывает практика применения действующих редакций ст. 185 КУоАП и ст. 342 УК, задержания людей часто производятся необоснованно в результате незаконных действий, требований или предписаний правоохранительных органов, а судебные решения иногда должным образом не мотивированы, поскольку в них не обосновывается законность действий, требований или предписаний правоохранителей.

Принятие законопроекта 5110 приведет к закреплению практики безосновательного привлечения к ответственности по этим статьям, а также приведет к созданию новых практик злоупотреблений и превышений власти со стороны правоохранителей.

Введение в КоАП оценочного понятия «оскорбление» является лишним еще и потому, что защита чести, достоинства и деловой репутации правоохранителей является сферой гражданско-правовых отношений, регулирующих защиту этих свойств личности.

 

 

Главное не повторить уже сделанные ошибки

Главным принципом существования правоохранительных органов является утверждение верховенства права в Украине, защита прав и свобод человека и гражданина. Однако трагические события 18-20 февраля 2014 года показали, что деятельность правоохранительных органов должна строго регулироваться, для недопущения использования силовых структур (обязанностью которых является защита граждан) против собственного народа, его прав и свобод.

Чтобы избежать повторения трагических событий, необходимо безотлагательно вносить в действующее законодательство изменения, которые будут четко регламентировать права и обязанности сотрудников правоохранительных органов. Одним из ключевых шагов в этом направлении является четкое определение терминологии, используемой в нормативно-правовых актах, ведь пробелы, которые существуют в действующем законодательстве и могут использоваться с целью злоупотребления правоохранителями своим служебным положением и нарушения прав человека.

Этот законопроект имеет целью уточнения квалификации правонарушений и недопущение злоупотреблений со стороны представителей власти, не представляется возможным из-за отсутствия достаточных для квалификации правонарушения определений в действующем законодательстве.

 

Какие изменения предусматривает законопроект

Проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно ответственности за правонарушения, совершенные в отношении сотрудников правоохранительных органов и работниками правоохранительных органов)» разработан с целью повышения защиты граждан и сотрудников правоохранительных органов от правонарушений при исполнении последним служебных обязанностей путем уточнения квалификации правонарушений и усиление административной ответственности за правонарушения указанной категории, что будет способствовать улучшению криминогенной ситуации в стране.

 

 

Как теперь будут действовать правоохранительные органы

 

Проектом акта предлагается внести изменения в ст. 185 КУпАП («злостное неповиновение законному распоряжению или требованию полицейского, члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, военнослужащего»), ст. 173 КУоАП («мелкое хулиганство»), ст. 342 УК («сопротивление представителю власти, государственному исполнителю, члену общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы или военнослужащему, уполномоченному лицу Фонда гарантирования вкладов физических лиц»), ст. 343 УК («вмешательство в законную деятельность сотрудника правоохранительного органа, работника государственной исполнительной службы»). А именно:

  • уменьшить количество формально неопределенных оценочных признаков правонарушений в ст. 173 КУоАП ( «мелкое хулиганство»);
  • выделить в отдельный состав правонарушения нецензурной брани, которая унижает честь и достоинство людей, совершенной работником Национальной полиции, военнослужащим Национальной гвардии Украины, членом общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, работником органов прокуратуры, Службы безопасности, Военной службы правопорядка в Вооруженных силах Украины, Национального антикоррупционного бюро Украины, государственного бюро расследований Украины, органов охраны государственной границы, органов доходов и сборов, органов и учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов, органов государственного финансового контроля, рыбоохраны, государственной лесной охраны, других органов, осуществляющих правоприменительные или правоохранительные функции;
  • уменьшить срок административного ареста за мелкое хулиганство для лиц, не являющихся работниками вышеуказанных органов;
  • усилить ответственность за нецензурную брань, которая унижает честь и достоинство людей, для работников вышеупомянутых органов;
  • указать в примечании к ст. 185 КУпАП («злостное неповиновение законному распоряжению или требованию полицейского, члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, военнослужащего»), какие именно распоряжения и требования полицейских, военнослужащих и членов общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы считаются законными;
  • определить в примечании к ст. 342 УК («сопротивление представителю власти, государственному исполнителю, члену общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы или военнослужащему, уполномоченному лицу Фонда гарантирования вкладов физических лиц») термин «сопротивление» по ссылке на определение преступлений, предусмотренных ст. 121-123, 125, 126 УК;
  • ввести в примечании к ст. 342 УК термин «законные действия» и определить его чудесами, указанные в ч. 2 ст. 41 УК;
  • определить в примечании к ст. 342 УК термина «работник правоохранительного органа» через исчерпывающий перечень правоохранительных органов;
  • ввести в ст. 342 УК перечень оснований для освобождения от уголовной ответственности в случае незаконных действий представителя власти, работника правоохранительного органа, государственному исполнителю, члену общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, военнослужащего или уполномоченного лица Фонда гарантирования вкладов физических лиц. Так же, необходимой самообороны лица или обороны других лиц, предусмотренной в ст. 36 УК, превышении мер, необходимых для задержания лица, предусмотренных в ст. ст. 118 и 124 УК;
  • ввести уточнения в признаки преступления, предусмотренного ст. 343 УК («вмешательство в законную деятельность сотрудника правоохранительного органа, работника государственной исполнительной службы»), чтобы имелся в виду влияние на работников правоохранительных органов или государственной исполнительной службы только в запрещенной законом форме;
  • ввести в примечании к ст. 343 УК термин «законная деятельность» и определить его чудесами, указанные в ч. 2 ст. 41 УК.

 

 

Чего ждать от принятия проекта

Принятие проекта Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно ответственности за правонарушения, совершенные в отношении сотрудников правоохранительных органов и работниками правоохранительных органов)» позволит повысить защиту прав граждан и сотрудников правоохранительных органов от правонарушений при исполнении последним служебных обязанностей путем уточнения квалификации правонарушений и усиление административной ответственности за правонарушения указанной категории, что будет способствовать улучшению криминогенной ситуации в стране.

Право ТВ в соц. сетях