Новости : Законодательство

Нардепы предлагают проверять социальные нормативы расхода энергоносителей и воды

11:45, 23 июня 2017 870 0 Распечатать

Так, 20 сентября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5146 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно мониторинга соответствия социальных нормативов пользования жилищно-коммунальными услугами реальным объемам пользования)».

Инициатором законопроекта выступил народный депутат Евгений Мураев.

 

Проблема повышения коммунальных услуг

Проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно мониторинга соответствия социальных нормативов пользования жилищно-коммунальными услугами реальным объемам пользования)» разработан в связи с необходимостью приведения государственных социальных нормативов пользования жилищно-коммунальными услугами в соответствие с реальными объемами пользования, закрепления на законодательном уровне основ правильного расчета льгот и субсидий, которые предоставляются государством на оплату этих услуг, утверждения принципов справедливости и объективности при предоставлении такого важного вида социальной защиты, как субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Значительное повышение стоимости жилищно-коммунальных услуг, в первую очередь на поставки энергоносителей, в течение последних двух лет привело к тому, что подавляющее большинство граждан самостоятельно не способно оплатить эти услуги и вынуждено обращаться за помощью к государству для получения соответствующих субсидий.

 

Госстандарты коммунальных услуг

На сегодняшний день государственные социальные стандарты в сфере жилищно-коммунального обслуживания, в т.ч. социальные нормативы пользования жилищно-коммунальными услугами, относительно оплаты которых государство предоставляет льготы и устанавливает субсидии, являются утвержденными Постановлением Кабинета Министров Украины от 6 августа 2014 года №409.

Их основой были выводы народного депутата Александра Левицкого, который действовал по заказу Агентства США По Международному Развитию (USAID) (Договор №МНР/06-13; контракт №ЕЕР-И-09-03-00006-00).

Так, народный депутат использовал данные за период с октября 2011 года по сентябрь 2012 года в отношении лишь 12 городов, районов и районов в городах (в Днепропетровской области: Амур-Нижнеднепровский район города Днепропетровска, город Желтые воды, Апостоловский район; в Житомирской области: города Бердичев и Коростень, Володарск-Волынский и Овручский районы; в Киевской области: Яготинский район и г. Переяслав-Хмельницкий; Центральный район города Винницы, г. Ивано-Франковск и Самборский район Львовской области).

Отмечается, что выбор указанных городов и районов является необоснованным. Т.е. вышеупомянутые социальные нормативы не могут быть объективными и актуальными по состоянию на настоящее время (также существуют вопросы к их объективности на момент принятия: фактически условия жизни всей страны (30 331 административно-территориальная единица: 490 районов, 460 городов, 111 районов в городах, 885 поселков городского типа, 28 385 сельских населенных пунктов) были приравнены к 12 административно-территориальным единицам, которые фактически не характеризуют специфику подавляющего количества регионов).

 

Показатель потребления тепловой энергии

Общемировая тенденция к повышению среднегодовой температуры сохраняется из года в год, соответственно, климат планеты и Украины претерпевают заметные изменения. На климатические условия оказывает влияние значительное количество факторов, таких как развитие или, наоборот, остановка промышленного производства, вырубка лесов и пр.

«Так, например, в Киеве ни один год нового тысячелетия не обходился без перекрытия максимумов температур, в то же время, как минимум, был перекрыт только один раз — в 2012 году. Еще одним фактором, который может влиять на объемы потребления тепловой энергии является то, насколько эффективно энергоносители используются для отопления», — отмечает народный депутат.

За имеющейся информацией в Украине действует программа компенсации из бюджета части затрат на утепление домов, чтобы уменьшить потребление энергоресурсов. Кроме этого, местные власти некоторых областей также присоединилась к Программе энергоэффективности, а еще в нескольких регионах работают собственные программы по энергосбережению.

Исходя из изложенного, показатель потребления тепловой энергии в конкретной области может достаточно сильно зависеть от тех усилий, которые направляются местными властями и населением на повышение уровня энергоэффективности и энергосбережения.

Как говорится в пояснительной записке, для того, чтобы корректирующие региональные коэффициенты достигали цели их применения, которое заключается в унификации подходов к установлению и определению справедливых объемов потребления энергоресурсов на нужды отопления, необходимо вовремя их корректировать, опираясь на результаты мониторинга соответствия этих нормативов реальным показателям. Сейчас же такой мониторинг не осуществляется.

За усмотрением народного депутата применение принципа справедливости в расчете льгот и субсидий является важным как для их получателей, так и для государства. Ведь установление нормативов, которые бы реально отражали ситуацию с потреблением жилищно-коммунальных услуг, позволит привести в соответствие размеры начисленных субсидий и предоставленных льгот к реальным потребностям населения.

 

Власти займутся оценкой коммунальных услуг

Законопроектом предлагается центральному органу исполнительной власти проводить не реже, чем один раз в пять лет, оценку соответствия государственных социальных нормативов пользования жилищно-коммунальными услугами, относительно которых государство предоставляет льготы и устанавливает субсидии, реальным объемам пользования (в т.ч. в зависимости от особенностей регионов и типа зданий).

Так, согласно п. 2 Заключительных положений Закона, Кабинету Министров Украины поручается:

  • в трехмесячный срок со дня вступления в силу этого Закона необходимо разработать порядок проведения оценки соответствия государственных социальных нормативов пользования жилищно-коммунальными услугами, относительно оплаты которых государство предоставляет льготы и устанавливает субсидии, реальным объемам пользования (в т.ч. в зависимости от особенностей регионов и типа зданий);
  • в шестимесячный срок со дня вступления в силу этого Закона необходимо провести такую оценку и внести по ее результатам соответствующие изменения в нормативно-правовые акты, устанавливающие государственные социальные нормативы пользования жилищно-коммунальными услугами.

 

Что предлагают предпринять законопроектом

Принятие Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно мониторинга соответствия социальных нормативов пользования жилищно-коммунальными услугами реальным объемам пользования)» обеспечит внедрение обязательного периодического мониторинга соответствия государственных социальных нормативов пользования жилищно-коммунальными услугами реальным объемам пользования, что позволит провести корректировку нормативов с учетом реальных показателей и, соответственно, рассчитать справедливые размеры субсидий и льгот.

Право ТВ в соц. сетях