Новости : Общество

Как действие нового Уголовного процессуального кодекса повлияло на работу служителей Фемиды?

11:3, 16 октября 2013 816 0 Распечатать
Как действие нового Уголовного процессуального кодекса повлияло на работу служителей Фемиды?

Повышение оперативности и качества осуществления правосудия, а также уровня доверия к судебной системе, обеспечение открытости суда для общественности — именно такие приоритетные задачи поставил перед собой новоназначенный председатель Апелляционного суда Кировоградской области Владимир Мельник. Встреча с журналистами состоялась в столице (он приехал на совещание в Высший специализированный суд по рассмотрению гражданских и уголовных дел). Удалось узнать у него, как прошел этот год и, в частности, как служители Фемиды привыкают к работе в условиях действия нового Уголовного процессуального кодекса.

— Владимир Васильевич, прошел год с момента вашего назначения. Что из намеченного удалось реализовать за это время?

— Фактически с первых дней работы в новой должности я запланировал провести ряд мероприятий, направленных на оптимизацию организации судебной власти в регионе и повышение качества судопроизводства.

Один из главных факторов надлежащего осуществления правосудия, рассмотрения дел на принципах верховенства права — своевременное информирование каждого судьи региона о судебной практике высших инстанций. Это помогает избежать ошибок в работе, выявить те законодательные положения, с применением которых возникают или могут возникнуть проблемы. Поэтому еженедельно с судьями апелляционного суда и дважды в месяц с председателями местных общих судов области проводятся оперативные совещания, во время которых их знакомят с решениями Совета судей и Совета судей общих судов, а также анализируются правовые заключения Верховного Суда, информационные письма и обобщения судебной практики, подготовленные ВСС. Регулярное обсуждение таких вопросов способствует обеспечению одинакового применения законодательства.

Также налажена работа по предоставлению методической помощи судьям первой инстанции и стажировке новоназначенных лиц, работающих в должностях меньше года. Кроме того, постоянно проводятся обобщения судебной практики по конкретным вопросам и осуществляется мониторинг реализации положений нового УПК.

— Учитывая достаточно строгие требования кодекса относительно соблюдения процессуальных сроков во время уголовных производств, как у вас в регионе решается проблема судебной волокиты?

— Действительно, одной из самых больших проблем, с которыми пришлось столкнуться, было нарушение местными судами разумных сроков рассмотрения уголовных производств и гражданских дел. Особенно это характерно для уголовных производств в отношении лиц, которым избрана такая мера пресечения, как взятие под стражу.

Статья 6 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод гарантирует каждому судебное разбирательство на протяжении разумного срока. В то же время анализ решений Европейского суда по правам человека, вынесенных против Украины, свидетельствует, что чаще всего в это международное учреждение наши граждане обращаются именно из-за судебной волокиты.

Конечно, одних только напоминаний коллегам о недопустимости волокиты и даже личного контроля за соблюдением процессуальных сроков и качеством рассмотрения дел было бы недостаточно. Поэтому, по моему мнению, важным фактором решения данной проблемы стало внедрение системы видео-конференц-связи. Ее установление в судах области я определил как одну из приоритетных задач.

В частности, во исполнение поручения Президента от 27.04.2012 об оснащении помещений органов досудебного следствия, учреждений предварительного заключения, учреждений исполнения наказаний и залов судебных заседаний техническими средствами для участия лиц в осуществлении следственных или других процессуальных действий путем проведения видеоконференций с 2013 года началось поэтапное оборудование судов региона системами видео-конференц-связи. В апелляционном суде такая система установлена в двух залах судебных заседаний, а одна мобильная система передана в следственный изолятор.

Приятно констатировать оперативность установки телекоммуникационной аппаратуры. Уже 12 июля этого года все местные общие суды области были полностью оснащены новейшими средствами для интерактивного взаимодействия удаленных участников производства в режиме реального времени.

— Во время обсуждения проекта УПК, который сделал возможным дистанционный процесс, звучало немало предостережений по поводу технических проблем, которые могут возникнуть во время применения таких систем. Были ли сбои в работе системы видео-­конференц-связи?

— Нет, никаких проблем. Новые технологии гарантируют надлежащие фиксацию, хранение, копирование и использование информации, которая отражает процесс видеоконференции. Все установленные в судах области системы обеспечивают надлежащее качество изображения и звука во время дистанционного производства.

Кстати, порядок проведения процессуальных действий в режиме видеоконференции предусмотрен не только ст.336 нового УПК. Также возможность проведения дистанционного судебного заседания предусмотрена законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно участия в судебном заседания в режиме видеоконференции» от 4.07.2012 №5041-VI, вступившим в силу с 15.08.2012. Этим актом внесены соответствующие изменения в Гражданский и Хозяйственный процессуальные кодексы, Кодекс административного судопроизводства, а также в закон «О судоустройстве и статусе судей».

— Насколько данное нововведение прижилось в вашем регионе?

— Начиная с июля этого года, то есть с момента полноценного функционирования системы видео-конференц-связи, и по состоянию на конец сентября суды области провели 1295 заседаний в режиме видеоконференции, включая 458 дистанционных заседаний в Апелляционном суде Кировоградской области. В среднем это около 23 сеансов каждый рабочий день.

Наиболее активно применяют новейшую технологию судьи Ленинского ра­йонного суда г.Кировограда, которые за этот период провели 350 видеоконференций. В другом райсуде города, Кировском, показатель несколько ниже — 124 дистанционных заседания. Конечно, в райцентрах видеоконференции проводят реже: за это время в Бобринецком райсуде было 46 таких заседаний, Кировоградском — 21, Александрийском — 19, Новомиргородском — 18. У других судов области показатели несколько ниже, но эти учреждения также отмечают удобство и доступность такой системы.

— В каких случаях чаще всего принимается решение о проведении заседания с использованием видео-конференц-связи?

— Замечу, что в таком режиме проводятся не только судебные заседания, но и отдельные процессуальные действия. Например, если необходимо провести допрос или опознание. При этом использование видео-конференц-связи обусловлено не только невозможностью лица прибыть на место проведения такого действия лично. Часто это вызвано необходимостью гарантировать безопасность участников процесса, а также анонимность лица, особенно если речь идет о допросе несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего.

— Несмотря на непродолжительный период использования телекоммуникационных технологий в правовой сфере, успели ли оценить преимущества такой системы судьи и стороны процесса?

— Думаю, да. Ведь самым главным позитивом внедрения системы видео-конференц-связи, как я отмечал в начале, является существенное сокращение сроков рассмотрения уголовных производств и гражданских дел. А это трудно не заметить.

Раньше основной причиной нарушения установленных сроков было неоднократное перенесение заседаний, прежде всего из-за того, что участник процесса по объективным причинам не мог прибыть в суд. Вот и получалось, что подсудимого доставили, свидетели приехали, а потерпевший заболел. Как следствие, суд вынужден перенести заседание. А в следующий раз свидетель уехал в командировку. К тому же местные суды области расположены на значительном расстоянии друг от друга. Например, от Гайворонского райсуда до Светловодского горрайонного около 340 км.

Поэтому режим видеоконференции позволяет существенно уменьшить расходы сторон на прибытие в судебное заседание из отдаленных населенных пунктов. Особенно если необходимо обеспечить участие в рассмотрении дела лиц, которые по уважительным причинам не могут непосредственно присутствовать на процессе.

— Не было ли жалоб представителей сторон на нарушение процессуальных прав? Ведь в научных, юридических кругах предостерегали от сужения возможностей участников процесса в случае дистанционного рассмотрения дел и даже выражали опасения по поводу утраты информации.

— Заседание в режиме видеоконференции с удаленным присутствием участников проходит так же, как и в обычном процессе. В любом случае нет какого-­либо упрощения процесса, соблюдаются все требования закона и полностью обеспечиваются процессуальные права граждан. Кроме того, ведется видеозапись заседания. А это будет иметь существенное значение в случае пересмотра решения высшей инстанцией. Ведь только видеозапись может в полной мере отразить события, зафиксировать поведение и реакцию участников процесса.

Что касается предостережений научных работников, то могу заверить, что опыт Апелляционного суда Кировоградской области в сфере применения телекоммуникационных технологий является исключительно позитивным. Никаких жалоб и замечаний от участников видеоконференций не поступало, работа с системой не требует специальных умений, качество изображения, звука и связи оптимально.

Кроме того, автоматизация процедуры судопроизводства и использование видео-конференц-связи предусмотрены рядом международно-правовых документов, в частности Европейской конвенцией о взаимной помощи в уголовных делах 1959 года, Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях в гражданских, семейных и уголовных делах 1993 года, Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях в гражданских, семейных и уголовных делах 2002 года. Эффективность этой системы признана Советом Европы и подтверждена опытом использования видео-конференц-связи в демократических странах мира.

— Насколько существенно использование таких систем отразилось на продолжительности рассмотрения дел?

— Судебная статистика свидетельствует, что за период с июля по октябрь 2013 года количество дел и материалов уголовного производства, которые находились на рассмотрении в местных общих судах нашей области и в которых было допущено нарушение процессуальных сроков, уменьшилось на 53,5%, то есть более чем наполовину. Такие показатели и позитивная динамика сокращения нарушений процессуальных сроков местными общими судами дают основания рассчитывать на то, что проблема соблюдения разумных сроков в судах региона будет решена в ближайшее время.

К тому же, как я отмечал, в уголовном судопроизводстве применение таких технологий дает возможность повысить уровень безопасности судебной деятельности. В частности, с помощью изменения внешности и голоса защитить человека, дающего показания, таким образом, чтобы его невозможно было узнать. Не говорю уже о сохранении средств на транспортировку в судебное заседание лиц, содержащихся под стражей, что уменьшает вероятность побега. Не стоит пренебрегать и риском распространения заболеваний, которыми страдают лица, содержащиеся под стражей. И в результате получаем значительное сокращение промежутка времени от совершения преступления до назначения наказания виновному лицу.

— Как реагируют на нововведение стороны процесса?

— Опросы показывают: участники судебных процессов довольны тем, что появилась возможность проведения дистанционных заседаний. В суды Кировоградщины поступают письменные обращения с благодарностями от сторон. Например, истица по делу о расторжении брака отметила, что ее заявление было рассмотрено очень оперативно, хотя они с ответчиком проживают в разных регио­нах. Это стало возможно благодаря тому, что по инициативе суда заседание провели в режиме видеоконференции между Ольшанским райсудом Кировоградской и Первомайским райсудом Николаевской областей.

Также много положительных отзывов об использовании видео-конференц-связи от представителей юридических лиц, которые часто представляют интересы сторон в нескольких делах одновременно. Необходимость принимать участие в разных процессах в один и тот же день в разных судах раньше обязательно повлекла бы отложение рассмотрения хотя бы одного дела. Теперь есть возможность рассмот­рения в режиме видеоконференции, что не только сокращает сроки, но и экономит средства на командировку.

Позитивным фактором внедрения системы видео-конференц-связи является и возможность ее использования для дистанционного общения между судами разных инстанций, Государственной судебной администрацией и другими государственными органами. С помощью интерактивного инструмента видеоконференции можно проводить совещания, семинары и другие учебно-информативные мероприятия с участием широкого круга лиц. И преимущества такого общения очевидны.

Источник

Право ТВ в соц. сетях