Новости : Политика

Особенности нынешнего этапа реформирования органов прокуратуры

10:35, 26 апреля 2016 638 0 Распечатать

«В последнее время в адрес органов прокуратуры со стороны отдельных политиков и представителей общественности все чаще звучат упреки и обвинения в якобы «закрытости системы», ее «консервации», отсутствии новых принципов работы и вообще любых процессов направленных на обновление. При этом особенного социального резонанса, как это ни странно, приобретает вопрос становления прокурорского самоуправления и формирования квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров».

Об этом сообщает пресс-служба Генеральной прокуратуры, публикуя официальное заявление.

Соответствующие высказывания по этому поводу, как считает Генпрокуратура, и, как следствие, распространение информации в социальных сетях и СМИ, в одних случаях является обычной инсинуацией и манипулированием общественным сознанием, во вторых — поверхностным, непрофессиональным политиканством, желанием быть «экспертом» в вопросах при отсутствии элементарной компетентности, а также знаний действующего законодательства и логики процесса реформы органов прокуратуры. В других — за маской красивых, социально востребованных и заранее воспринимаемых лозунгов, скрывается тайное желание внепроцессуального влияния на прокуроров из корыстных побуждений.

Прокуратура отмечает, что в самом процессе реформы прокуратуры задействованы различные государственные субъекты, ведь формирование прокуратуры как эффективной институции это общегосударственное дело.

«Это и Верховная Рада Украины, которая 14 октября 2014 приняла Закон Украины «О прокуратуре», и Кабинет Министров Украины, который организует финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности правоохранительных органов, и конечно это органы прокуратуры Украины. Соответственно каждый из субъектов в рамках компетенции несет ответственность за свой участок работы, а совместная слаженная работа является залогом ее успешности», — заявляет ведомство.

На сегодня для органов прокуратуры основным содержанием работы по реформированию является выполнение норм Закона «О прокуратуре», пункт 6.1 переходных положений которого обязывает осуществить первый созыв и проведение всеукраинской конференции работников прокуратуры в двухнедельный срок со дня вступления в силу положений относительно органов прокурорского самоуправления и квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров, то есть до 29 апреля 2016 года. Именно такова позиция законодателя воплощена в Законе. Органы прокуратуры не в состоянии ускорить или замедлить этот процесс.

Также Генпрокуратура отмечает, что информация, распространенная в СМИ не соответствует действительности, что, якобы «указания относительно того, за кого голосовать на конференции прокуроров, даются из Генеральной прокуратуры прокурорам областей, а те ретранслируют их местным прокурорам».

«Нужно обратить внимание на статью 70, чтобы понять: решение по кадровым вопросам принимаются на конференции путем тайного голосования. Тайное голосование гарантирует свободу выбора делегатов и сведет на нет любые потенциальные возможности давления на них», — добавляет ведомство.

Также, по мнению Генпрокуратуры, не соответствует действительности и противоречит положениям Закона распространена в СМИ информация, что якобы прокуроры будут иметь монополию на назначение, а Генпрокурор Украины после формирования органов прокурорского самоуправления и квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров не будет иметь полномочий по кадровым назначениям и выполнять «декоративную» функцию.

Далее, ведомство более детально объясняет положение дел.

Во-первых, в соответствии со статьей 74 Закона в состав квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров входят 11 членов, из которых большинство, то есть 6 членов не из системы органов прокуратуры. Это ученые, адвокаты, а также другие специалисты в области права. При этом свои решения Комиссия будет принимать простым большинством голосов. Соответственно, прежде всего на представителей юридического сообщества, а не на прокуроров возложена обязанность решения кадровых вопросов.

Во-вторых, согласно статье 71 Закона в состав Совета прокуроров Украины, несмотря что это орган прокурорского самоуправления, входят 2-е ученых — представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений. Их задачи и роль будет заключаться в осуществлении общественного контроля в том числе при инициировании вопросов назначения на административные должности в органах прокуратуры.

В-третьих, ключевая роль в назначениях на административные должности в органах прокуратуры в соответствии с Законом остается именно за Генеральным прокурором Украины. В одних, предусмотренных Законом случаях, он единолично принимает соответствующие решения, в других — по рекомендации Совета прокуроров. В последнем случае такое решение не является автоматическим и Генпрокурор может отказать Раде прокуроров Украины, предложив, например, для рассмотрения собственную кандидатуру.

«Указанные законодательные новации одобрительно восприняты международным экспертным средой как такие, которые направлены на реальное становление независимости прокуроров при исполнении служебных обязанностей и, в итоге, повышение эффективности прокурорской деятельности по защите прав и свобод человека, интересов общества и государства. Очевидно в нашей стране есть силы не заинтересованы в этом. Они видят прокуратуру только как слабую институцию для решения общественных потребностей и как инструмент для решения собственных, очень нуждаются в собственном «карманном», контролируемом прокуроре», — подытоживает Генеральная прокуратура Украины.

Право ТВ в соц. сетях