Новости : Судебная система

Админсуды являются индикаторами эффективности деятельности публичной администрации, — А. Нечитайло

13:43, 30 сентября 2016 553 0 Распечатать

Именно административные суды являются индикаторами эффективности деятельности публичной администрации, в частности, внедряемых ими реформ.

Об этом сказал председатель Высшего административного суда Украины (далее — ВАСУ) Александр Нечитайло во время своего выступления на заседании Пленума ВАСУ, которое состоялось 29 сентября 2016 года.

Александр Нечитайло, отчитываясь о состоянии правосудия административными судами в I полугодии 2016 года, в частности, отметил, что в течение I полугодия законодательство претерпело ряд изменений, которые непосредственно связаны и повлияли на работу административных судов.

Во время своего доклада председатель ВАСУ привел статистические показатели правосудия административными судами в I полугодии 2016 года. Так, на рассмотрение в местные административные суды (окружные административные суды и местные общие суди как административные суды) поступили более 91 тыс. административных дел и материалов, что на 30% меньше, чем в I полугодии 2015 года. Такая тенденция обусловлена ​​прежде всего уменьшением количества дел, предметно подсудимых местным судам как административным. Кроме этого, Верховный Суд изменил свою предыдущую практику по принадлежности отдельных категорий дел в административных. В частности, это дела по Фонду гарантирования вкладов физических лиц, обжалование действий государственного регистратора, взыскание незаконно полученного пособия по безработице.

В I полугодии 2016 года большинство дел местные административные суды рассмотрели с соблюдением установленных законом сроков. Сверх сроков рассмотрено 24% дел. Этот показатель по окружных административных судах достиг 37%. Среди причин превышения срока рассмотрения дел являются: отложение рассмотрения дел в связи с необходимостью предоставления суду дополнительных доказательств; невыполнение требований суда об истребовании доказательств по делам; неявка сторон в судебное заседание; замена ответчика по делу и т.п.

Наряду с этим Александр Нечитайло указал и на другую причину, которая не зависит ни от судей, ни от сторон процесса, — окончание в 45% фактически работающих судей окружных административных судов полномочий по осуществлению правосудия. Уже сегодня 283 судьи не могут рассматривать дела. Вакантные должности судей в судах различных инстанций не заполняются годами и складывается впечатление, что органы власти намеренно не осуществляют предоставленные им кадровые полномочия, а также собственным бездействием блокируют работу административных судов, которые должны защищать граждан от произвола властей.

Председатель суда также отметил, что чаще всего в административные суды обращались граждане по решению социальных и налоговых споров. Так, больше всего рассмотрено социальных дел — более 15 тыс. На втором месте — налоговые дела — более 9 тыс. дел. В отчетном периоде увеличилась часть рассмотренных споров из отношений публичной службы (в четыре раза больше, чем в I полугодии 2015 года) в общем количестве рассмотренных дел.

«Таким образом, административные суды в очередной раз подтвердили тезис о том, что через рассмотрение и решение конкретных административных дел именно эти суды являются индикаторами эффективности деятельности публичной администрации, в частности, внедряемых ими реформ», — отметил Александр Нечитайло.

Он также обратил внимание, что большинство (57%) решений судов первой инстанции вступили в законную силу по истечении срока их обжалования, что является показателем доверия к судебной власти.

В течение отчетного периода в апелляционные административные суды поступили более 35 500 дел и материалов, рассмотрено по существу этими судами более 36 тыс. дел (с учетом остатков).

В отчетном периоде наблюдается тенденция к уменьшению поступления дел и материалов в ВАСУ по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Это обусловлено как общим уменьшением количества обращений в административные суды, отдельными изменениями в судебной практике, так и изменениями процессуального законодательства о пересмотре судебных решений Верховным Судом Украины.

Так, за I полугодие 2016 года на рассмотрение в ВАСУ поступили более 18 тыс. дел и материалов. С учетом нерассмотренных остатков на рассмотрении в суде находились почти 45 тыс. кассационных жалоб и дел. В течение I полугодия 2016 года рассмотрены почти 25 тыс. кассационных жалоб и дел. По состоянию на 1 июля 2016 года не рассмотрены более 19 тыс. кассационных жалоб и дел.

По сравнению с данными I полугодия 2015 года, во всех апелляционных административных судах увеличился показатель отмененных или измененных судебных решений. Одной из причин увеличения количества отмененных судебных решений является формирование практики Верховным Судом Украины по рассмотрению отдельных категорий дел, в т.ч. отступление от правовых позиций, ранее изложенных в заключениях Верховного Суда Украины, относительно:

- юрисдикции дел по искам органов Государственной службы занятости;

- дел в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений;

- дел, связанных с функционированием системы гарантирования вкладов физических лиц;

- об обжаловании решений органов Антимонопольного комитета Украины;

- об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки органами государственной финансовой инспекции подконтрольных учреждений;

- о взыскании бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость и т.п.

Александр Нечитайло также назвал цифры по нагрузке судей: в среднем к одному судье окружного админсуда поступали 44 дела и материалы, к судье Апелляционного административного суда — 30, к судье ВАСУ — 69 дел.

Кроме этого, в суде кассационной инстанции наблюдается самый высокий среднемесячный показатель количества судебных решений, которыми закончено рассмотрение дел и материалов — 85 судебных решений (средний показатель по окружным административным судам — 40, по апелляционным — 30 единиц).

На сегодня штатная численность судей ВАСУ составляет 97 человек, фактическая — 72 судьи. Из них по 23 судьям Верховной Радой Украины приняты решения об увольнении, материалы об освобождении от должностей восьми судей находятся в Высшем совете юстиции или парламенте. Осуществлять судопроизводство в настоящее время имеют право 49 судей ВАСУ. Поскольку в таком ограниченном кадровом составе ВАСУ будет осуществлять судопроизводство до начала работы Кассационного административного суда Верховного Суда, это приведет к существенному увеличению нагрузки на фактически работающих судей; приведет к увеличению остатков нерассмотренных дел и негативно повлияет на оперативность осуществления судопроизводства кассационным судом.

Александр Нечитайло также отметил, что Конституция Украины определяет судебную власть не просто как инструмент для решения конфликтов, а и как равноправного партнера законодательной и исполнительной власти. Однако, пока это партнерство никоим образом не воплощается в практику. Не может не беспокоить, что все шаги в направлении судебной реформы (как и раньше) проводятся без учета разработанных и научно-обоснованных предложений судебной власти.

Реформирование судебной системы, которое будет происходить после 30 сентября и подается общественности как весомое достижение судебной реформы, длительное время осложнит судопроизводство и спровоцирует затягивание рассмотрения дел судами, поэтому широко разрекламированное сокращение четырехуровневой системы судов к трехуровневой по сути оставляет четыре уровня судебных инстанций и делает судебную систему только более громоздкой.

Александр Нечитайло отметил, что по сути происходит активное манипулирование общественным сознанием, потому что структурное реформирование не может повысить эффективность правосудия и оперативность рассмотрения дел. Высокопоставленные лица должны понимать, что невозможно повысить доверие к судам и повысить эффективность их работы путем только смены персоналий. Однако, все ошибки и эксперименты по реформированию и кадровому назначению слишком дорогой ценой обходятся обществу, негативно влияют на имидж нашего государства на международной арене.

В то же время председатель ВАСУ отметил, что конституционные изменения, которые вступают в силу 30 сентября, являются прогрессивным шагом в направлении обеспечения и защиты прав человека в нашей стране, поскольку впервые административные суды закрепляются в Конституции Украины как основной институт защиты прав, свобод и интересов лица в сфере публично-правовых отношений.

Однако, дальнейшие перспективы для административных судов на сегодняшний день не совсем оптимистичны. Жаль, что законодатель не прислушался к обоснованной позиции административных судов, ведущих ученых в области административного права и международных экспертов; проигнорировал выводы Венецианской комиссии и не учел никаких обоснованных аргументов о необходимости выделения административных судов в автономную систему. Председатель ВАСУ убежден, что это шаг назад.

«Природа такого положения вещей вполне понятна: административное судопроизводство — это тот механизм, который вытягивает чиновников из зоны комфорта. Административные суды неудобные многим чиновникам, но они и должны такими быть», — сказал Александр Нечитайло.

В завершение глава суда сказал, что успех дальнейшего функционирования и развития административного судопроизводства зависит от многих процессов, прежде всего от процессов реформирования судебной системы и судопроизводства, внесения соответствующих изменений в материальное и процессуальное законодательства. Приоритетной задачей для административных судов является обеспечение эффективного, справедливого и качественного правосудия, несмотря на сложную общественно-политическую ситуацию в стране.

Право ТВ в соц. сетях