Новости : Судебная система

Результативность Верховной Рады: осенью поговорим

13:20, 21 июля 2017 Автор: Сергей Глушко 920 0 Распечатать

21 июля в украинском парламенте официально начинается период летних каникул, который продлится до 5 сентября. Однако фактически каникулы начались еще 14 июля — в день, когда закончилась последняя пленарная неделя 6-й сессии.

Народные избранники ушли на «заслуженный» отдых. Отсутствие прогресса в принятии важных для всей страны решений их не остановило.

На осень, в частности, отложено рассмотрение законопроектов по медицинской, земельной, образовательной реформе, о новых редакциях судебных процессуальных и трудового кодексов, решение наболевшего вопроса о снятии депутатской неприкосновенности, создании антикоррупционного суда, реформировании Центральной избирательной комиссии и всего избирательного законодательства.

Не решила Верховная Рада и ряд других, не менее важных вопросов, в т.ч. кадровых. Например, парламент не рассмотрел заявление об отставке министра аграрной политики и министра информационной политики. Ульяна Супрун так и осталась в статусе и.о. министра здравоохранения.

 

Творцы цунами

Крайне низкую продуктивность законодательной работы украинского парламента подтверждают наблюдатели общественных организаций.

Эксперты гражданской сети ОПОРА, оценивая результативность работы Верховной Рады VIII созыва за два с половиной года, что составляет половину срока ее деятельности, обнаружили только 12% законопроектов, которые стали законами. Причем, к такому результату, в большинстве случаев, приводит не отсутствие консенсуса между депутатами, а нереалистичность и надуманность предлагаемых проектов. Чего стоит хотя бы законодательная инициатива целой группы депутатов, согласно которой каждое пленарное заседание Верховной Рады следует начинать с молитвы.

Как считает руководитель проекта по мониторингу парламента гражданской сети ОПОРА Анатолий Бондарчук, энергия депутатов зачастую направлена не на удовлетворение запросов общества, а на продуцирование такого себе законодательного «цунами».

«Отдельные депутаты инициировали рассмотрение более 500 законопроектов — как единолично, так и в соавторстве с другими парламентариями. Реально ли можно было их разработать за это время? Уверен, что профессионально — нет», — подчеркивает специалист.

Кстати, по оценке руководителя Комитета избирателей Украины Алексея Кошеля, для всех парламентских фракций характерна ситуация, когда больше половины законопроектов, предложенных к рассмотрению депутатами этих фракций, Министерство финансов Украины впоследствии признает нереальными к выполнению, а лидерами финансового популизма эксперт назвал «Оппозиционный блок» и «Радикальную партию», где показатель нереалистичности законопроектов превышает 80% и 70% соответственно.

 

Прогресс под давлением

Эксперты отмечают прогрессирующее недоверие гражданского общества к своим избранникам. По данным майского социологического исследования Центра Разумкова, парламенту, как институту законодательной власти, доверяют лишь 9% опрошенных граждан, тогда как уровень недоверия составляет 86,6%.

В свою очередь парламентарии указывают, что так или иначе, но Верховной Раде удалось принять законопроект об изменениях в Конституцию Украины в части правосудия, в которой определяется порядок организации и деятельности Конституционного Суда; поддержать в первом чтении правительственный законопроект №6614, который является звеном пенсионной реформы; согласиться на старт медицинской реформы. Как считают они, осенью еще не поздно будет обсудить и принять взвешенные решения по отложенным пока реформам.

Отдельные положительные результаты парламентской деятельности действительно существуют, но они не свидетельствуют о глобальном интересе народных депутатов к реальным достижениям. Об этом сообщает политтехнолог Екатерина Одарченко.

«Парубий организовать работу Верховной Рады не может. На это способны только председатели фракций или президент, если окажет организационное давление на собственную политсилу», — отмечает она.

На успешное прохождение законопроектов в парламенте влияет, по мнению политологов, прежде всего позиция, которую занимают представители мирового сообщества по тем или иным вопросам.

Например, МВФ отложил предоставление пятого транша финансовой помощи Украине из-за пробуксовки земельной и пенсионной реформ, а следом послы стран «Большой семерки» (США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии и Канады) в общем заявлении призвали Верховную Раду Украины принять предложенную правительством пенсионную реформу, — и сразу же коммуникации между парламентом, Администрацией Президента и Кабинетом Министров оживляются.

В частности, пенсионная реформа. Как считает политолог Александр Палий, она, безусловно, один из непопулярных шагов, на который очень долго решались, еще дольше разрабатывали механизм, как сделать пенсионную реформу такой, чтобы она отвечала мнению общественности, и одновременно такой, которая бы сократила проблемы пенсионной системы.

«В конце концов, похоже, что предложенной правительством пенсионной реформе, разработанной в тесном сотрудничестве с МВФ и Всемирным банком, удалось заручиться необходимым количеством депутатов», — отмечает эксперт.

По земельной реформе, на его взгляд, ситуация сложнее, поскольку устраивающего всех решения до сих пор нет.

«Правительство написало проект земельной реформы в интересах мелких фермеров, но основное лобби — крупные агрохолдинги. Мелкие фермеры, в политическом смысле, «безголосые». Правительственные инициативы не находят поддержки, поскольку не опираются на интересы реальных игроков, которые стремятся к монополизации», — констатировал Александр Палий.

Согласно недавнему сообщению официального представителя МВФ Уильяма Мюррея, здесь по-прежнему считают, что земельная реформа является важным условием для сотрудничества с Украиной. Однако, чтобы достичь консенсуса по ключевым вопросам, МВФ готово отсрочить свои требования по скорейшему запуску рынка земли до конца года. Украинские парламентарии сразу же и расслабились: мол, отдохнем, а осенью с новыми силами и т.д.

Осенью же при нынешнем составе парламента ничего принципиально не изменится. В этом уверено большинство опрошенных нами экспертов.

Даже, если запад прибегнет к более жесткому давлению, то, по мнению директора Агентства моделирования ситуаций Виталия Балы, снова будет применен сценарий сокращенного рассмотрения законопроектов и принятия решений в парламенте.

«Но так мы теряем качество законопроектов, которые рассматриваются на скорую руку, поэтому неуместно рассчитывать на то, что они будут положительно влиять на нашу жизнь», — подчеркнул политолог.

Все больше политических наблюдателей приходят к выводу, что причина пробуксовки жизненно необходимых всем нам реформ — в недеформированном парламенте.

«Поэтому не приходится ожидать, что действующий депутатский корпус с его качеством, графиком и результатами работы быстро изменит страну к лучшему и будет адекватно реагировать на угрозы», — подводит итог Виталий Бала.

Право ТВ в соц. сетях